Детально рассмотрим: как выбрать жилет для дайвинга от лучших стилистов для наших читателей.
На курсах дайвинга нас часто спрашивают, как же все-таки расшифровывается столь загадочная аббревиатура BCD? Никаких тайн покрытых мраком здесь нет – BUOYANCY CONTROL DEVICE или проще говоря компенсатор плавучести, – один из важнейших элементов снаряжения, благодаря которому мы получаем максимум удовольствия от погружений, и забываем об утомительных физических нагрузках.
Стоит отметить, что раньше – до изобретения этого чуда – подводные пловцы испытывали изнурительные нагрузки, контролируя плавучесть на ластах, а своеобразным BCD служили легкие. Время летит, технологии не стоят на месте и ежегодно производители предлагают нам более новые, комфортные и усовершенствованные варианты BCD. Как сделать правильный выбор и не запутаться во всем многообразии предложений мы решили поведать в данной статье.
На сегодня можно выделить три основных типа жилетов.
«классический», «полу-крыло», «крыло»
Один из самых популярных типов компенсаторов. На рынке представлены различные модели, и всех их объединяет одно – надувание спины и боковых карманов. Правильно подобранная модель практически не сковывает движения, позволяет комфортно двигаться и искусно пилотировать в толще воды. Некоторые модели, в том числе и эконом-класса, имеют очень полезный элемент – интегрированную грузовую систему (дополнительные карманы для груза). Система позволяет аквалангисту убрать свинцовые плитки грузов в специальные отсеки, разгрузив основной пояс, тем самым снижая нагрузку на поясницу. К другим плюсам классических жилетов стоит отнести наличие колец для крепления различных приборов, высокую спинку под баллон, мягкую спинку с обратной стороны для комфорта позвоночника, а также плотный материал оболочки, который защищает воздушную камеру расположенную внутри.
Одним из самых больших минусов компенсаторов классического типа является то, что с увеличением глубины вам приходится загонять больше воздуха в компенсатор. В результате чего BCD начинает давить на ребра, увеличиться в области поясницы, компенсатор отходит от спины, а грузовой ремень все больше давит на поясницу, причиняя дискомфорт и разворачивая вас в позу «морского конька».
Ценовой уровень классических жилетов колеблется от 8 до 15 тысяч рублей.
Не будем долго расписывать об этом варианте, но как говорится «ни рыба – ни мясо» Компенсатор этого типа совмещает в себе технологии двух типов – классический и крыло, но не отрабатывает их в полной мере. Если говорить грубо, данный жилет предлагает некоторые плюсы, но и в то же время собрал основные минусы предыдущих вариантов.
На поверхности он ведет себя как полноценное крыло и пытается уложить вас лицом в низ, а на глубине ведет себя как классическая модель. Плюс ко всему, данные жилеты отличаются довольно высокой ценой, приближенной к ценнику полноценных комплектов типа «Крыло» Ценовая политика от 15 до 20 тысяч рублей. Данным типом жилета пользуются многие дайверы, и многие остаются довольны, несмотря на все плюсы и минусы этого типа. Как говорится «на вкус и цвет» надо пробовать и верить своим ощущениям.
По сути – конструктор BCD, конфигурацию которого можно собрать под любые нужды погружений. Модели, относящиеся к этому типу, хорошо подходят не только для любительского дайвинга, но и для сложных технических погружений. Главное отличие такого компенсатора от классики, заключается в том, что надуваемой здесь является только задняя часть (крыло) Все элементы компенсатора приобретаются отдельно под конкретные условия погружений. Подвеска предлагается в разных вариантах исполнения, от моно стропы до комплектации «комфорт» с мягкими накладками и плечевыми ремнями. Спинку жилета так же можно выбрать из вариантов алюминий и сталь. Камера (крыло) так же имеет разные объемы под конкретные условия погружений. Приятные мелочи в виде грузовых карманов, D колец можно расположить в любом количестве и там где удобно что добавляет комфортности. В общем, вы можете собрать компенсатор конкретно под себя, отвечающий всем вашим задачам, целям и уровню комфорта. Более того, дайверам, которые хотят в совершенстве овладеть «искусством плавучести», крыловой жилет может значительно помочь и позволит придать максимально правильное и горизонтальное положение тела в воде чего не добиться при использовании классического жилета.
Многие начинающие дайверы которые пробовали погрузиться в кофигурации «крыло» твердят о неудачном удержании тела на поверхности воды и окунании лицом в воду. Причина возникновения этих мифов – неправильное сочетание развесовки и объема крыльев с баллонами. Как например, использование большого спарочного крыла, с одним легким, алюминиевым баллоном, и неудачным расположением грузов незамедлительно приведет к эффекту «окунания» Но при верном сочетании объема крыла, конфигурации, развесовке, и небольшом тренинге, все мифы развеются, вы будете ощущать себя довольно комфортно на поверхности воды и поражены комфортом во время погружения. Ценовой уровень таких комплектов в пределах 20-30 тысяч рублей.
Итак, мы рассмотрели основные виды компенсаторов плавучести. В независимости на каком варианте вы остановите свой выбор, при покупке жилета нужно обратить внимание на ряд составляющих факторов и параметров, которые мы разберем в следующей статье «Выбираем жилет для дайвинга»
Как выбрать жилет, чем отличаются конструкции разных производителей, обязательна ли интегрированная грузовая система и т.д.? Вы, конечно, уже знаете, что BCD является не менее важным элементом снаряжения, чем регулятор. Комфорт во время погружения определяется именно жилетом-компенсатором, и если он не подходит по каким-то причинам, вы испортите себе отдых. Поэтому производители тратят огромные средства на исследования в этой области и разработали значительное количество систем в конструкции жилета, обычно обозначаемых аббревиатурами типа IDS, SLS, TAS, ISS, совершенно ничего не значащими для большинства дайверов. Все они связаны с какими-либо функциями компенсатора, о которых необходимо иметь ясное представление. Рассмотрим основные три и прокомментируем их.
Для удобства восприятия последующий текст структурирован следующим образом: жирным шрифтом выделено название одной из функций, ради которой мы и пользуемся BCD. Обычным шрифтом оформлена основная часть, суть повествования, а курсивом выделены, собственно, рекомендации по выбору жилета, вытекающие из повествования. Для экономии времени можно прочитать только то, что выделено курсивом, и идти в магазин. Итак:
– Современный жилет-компенсатор выполняет множество функций, но главным его предназначением является управление плавучестью. Она изменяется во время погружения из-за сжатия неопрена с увеличением глубины – давления. Микропузырьки внутри слоя неопрена уменьшаются в объеме, что приводит к уменьшению положительной плавучести гидрокостюма. Кроме того, воздушный баллон к концу погружения становится на пару килограммов легче. Чем больше емкость камеры жилета, тем больший диапазон регулирования плавучести она обеспечивает. Важной при выборе жилета является его подъемная сила. Считается, что емкость воздушной камеры жилета должна соответствовать весу снаряжения в воде. Вес снаряжения зависит в основном от типа гидрокостюма и, соответственно, количества грузов. Для погружения в теплой воде в 3-5-миллиметровом гидрокостюме достаточно плавучести обеспечивает камера емкостью до 12-15 литров. При погружениях в 7-миллиметровом гидрокостюме или «сухом» костюме желательно иметь жилет с камерой объемом более 18 литров.
– Следующая функция жилета-компенсатора является следствием предыдущей. Размещенное на жилете снаряжение имеет значительный вес и придает ощутимую инерционность дайверу не только на поверхности, но и под водой. Удобство пользования компенсатором в большой степени зависит от правильного распределения нагрузки на теле дайвера. Подвесная система жилета, отвечающая за эту функцию, может быть проста, как у школьного ранца, но чем больше она похожа на ремни рюкзака альпиниста, тем лучше и удобнее можно будет ее использовать. Обращайте внимание на «мелочи»:
- качество, ширина и толщина ремней, возможность регулировок их длины (особенно поясного).
- конструкция пряжек, их надежность и удобство расстегивания (особенно в перчатках). Наличие поворотных плечевых пряжек обеспечивает скульптурное облегание торса и плотное прилегание.
- спинная часть подвесной системы должна быть выполнена из шероховатого мягкого материала, обеспечивающего плотное и комфортное прилегание к спине.
До сих пор нигде не упоминался конкретный тип жилета. Классический жилет или «крыло» выполняют одни и те же функции. Разница между ними определяется разными концепциями дизайна воздушной камеры.
В 1985 году была предложена и запатентована конструкция BCD в форме жилета с регулируемыми разъемными плечевыми ремнями (ADV), т.е. в привычном нам классическом виде. Такая форма воздушной камеры обеспечивает ее равномерное распределение вокруг пояса, на спине и плечах, что дает большую подъемную силу и позволяет дайверу при отдыхе на поверхности воды находиться в вертикальном положении. К сожалению, технология изготовления камеры плавучести, используемая большинством производителей, не позволяет применять трехмерный крой. Объем камеры, а, следовательно, и ее подъемная сила ограничены и существенно зависят от размера жилета. Кроме того, BCD классического дизайна имеет довольно большую парусность. При активном движении большое количество энергии дайвера расходуется на преодоление сопротивления воды.
В конце 90-х годов появились компенсаторы типа «крыло» с задней камерой плавучести. Они оказались востребованы для технически сложных погружений в пещеры, затонувшие корабли, для глубоководных декомпрессионных погружений. Причин тому несколько:
- хорошо развитая подвесная система обеспечивает возможность размещения большого количества оборудования: до 6 баллонов с основной и декомпрессионной дыхательными смесями, декомпрессионный буй, лифт, ходовую и декомпрессионную катушки, ножи, фонари, питомзы и т.п.
- надувная емкость, размещенная сзади, может быть произвольного обьема, не обжимает дайвера при наполнении.
Однако такая функциональная насыщенность приводит к существенным проблемам во время погружения. Возможности балансировки размещенных на жилете элементов снаряжения и надувной камеры крайне ограничены, что приводит к смещению центра тяжести вперед. Находиться на поверхности в таком жилете можно, лишь опрокинувшись назад, фактически лежа спиной на «крыле». Из вертикального положения жилет стремится опрокинуть дайвера лицом вниз. При всей незаменимости «крыла» в ряде ситуаций, жилет этого типа предназначен для опытных дайверов, способных воспользоваться всеми преимуществами BCD, справившись с его управлением.
Выбор между классическим жилетом и «крылом» для рекреационных дайверов, определяется, в первую очередь, модой. Как правило, производители создают компенсатор плавучести с камерой типа «крыло», держа в голове не технодайверов, а рекреационных дайверов, которые хотят выглядеть как технодайверы.
Если вы разобрались с основными функциями, которые должен выполнять компенсатор плавучести, и определились с типом воздушной камеры, то, значит, готовы отправиться в магазин и сделать свой выбор. Если не повезет встретить хорошего продавца, то приведенные ниже соображения помогут прояснить наиболее часто возникающие вопросы:
Как выбрать жилет, чем отличаются конструкции разных производителей, обязательна ли интегрированная грузовая система и т.д.? Вы, конечно, уже знаете, что BCD является не менее важным элементом снаряжения, чем регулятор. Комфорт во время погружения определяется именно жилетом-компенсатором, и если он не подходит по каким-то причинам, вы испортите себе отдых. Поэтому производители тратят огромные средства на исследования в этой области и разработали значительное количество систем в конструкции жилета, обычно обозначаемых аббревиатурами типа IDS, SLS, TAS, ISS, совершенно ничего не значащими для большинства дайверов. Все они связаны с какими-либо функциями компенсатора, о которых необходимо иметь ясное представление. Рассмотрим основные три и прокомментируем их.
Для удобства восприятия последующий текст структурирован следующим образом: жирным шрифтом выделено название одной из функций, ради которой мы и пользуемся BCD. Обычным шрифтом оформлена основная часть, суть повествования, а курсивом выделены, собственно, рекомендации по выбору жилета, вытекающие из повествования. Для экономии времени можно прочитать только то, что выделено курсивом, и идти в магазин. Итак:
– Современный жилет-компенсатор выполняет множество функций, но главным его предназначением является управление плавучестью. Она изменяется во время погружения из-за сжатия неопрена с увеличением глубины – давления. Микропузырьки внутри слоя неопрена уменьшаются в объеме, что приводит к уменьшению положительной плавучести гидрокостюма. Кроме того, воздушный баллон к концу погружения становится на пару килограммов легче. Чем больше емкость камеры жилета, тем больший диапазон регулирования плавучести она обеспечивает. Важной при выборе жилета является его подъемная сила. Считается, что емкость воздушной камеры жилета должна соответствовать весу снаряжения в воде. Вес снаряжения зависит в основном от типа гидрокостюма и, соответственно, количества грузов. Для погружения в теплой воде в 3-5-миллиметровом гидрокостюме достаточно плавучести обеспечивает камера емкостью до 12-15 литров. При погружениях в 7-миллиметровом гидрокостюме или «сухом» костюме желательно иметь жилет с камерой объемом более 18 литров.
– Следующая функция жилета-компенсатора является следствием предыдущей. Размещенное на жилете снаряжение имеет значительный вес и придает ощутимую инерционность дайверу не только на поверхности, но и под водой. Удобство пользования компенсатором в большой степени зависит от правильного распределения нагрузки на теле дайвера. Подвесная система жилета, отвечающая за эту функцию, может быть проста, как у школьного ранца, но чем больше она похожа на ремни рюкзака альпиниста, тем лучше и удобнее можно будет ее использовать. Обращайте внимание на «мелочи»:
- качество, ширина и толщина ремней, возможность регулировок их длины (особенно поясного).
- конструкция пряжек, их надежность и удобство расстегивания (особенно в перчатках). Наличие поворотных плечевых пряжек обеспечивает скульптурное облегание торса и плотное прилегание.
- спинная часть подвесной системы должна быть выполнена из шероховатого мягкого материала, обеспечивающего плотное и комфортное прилегание к спине.
До сих пор нигде не упоминался конкретный тип жилета. Классический жилет или «крыло» выполняют одни и те же функции. Разница между ними определяется разными концепциями дизайна воздушной камеры.
В 1985 году была предложена и запатентована конструкция BCD в форме жилета с регулируемыми разъемными плечевыми ремнями (ADV), т.е. в привычном нам классическом виде. Такая форма воздушной камеры обеспечивает ее равномерное распределение вокруг пояса, на спине и плечах, что дает большую подъемную силу и позволяет дайверу при отдыхе на поверхности воды находиться в вертикальном положении. К сожалению, технология изготовления камеры плавучести, используемая большинством производителей, не позволяет применять трехмерный крой. Объем камеры, а, следовательно, и ее подъемная сила ограничены и существенно зависят от размера жилета. Кроме того, BCD классического дизайна имеет довольно большую парусность. При активном движении большое количество энергии дайвера расходуется на преодоление сопротивления воды.
- хорошо развитая подвесная система обеспечивает возможность размещения большого количества оборудования: до 6 баллонов с основной и декомпрессионной дыхательными смесями, декомпрессионный буй, лифт, ходовую и декомпрессионную катушки, ножи, фонари, питомзы и т.п.
- надувная емкость, размещенная сзади, может быть произвольного обьема, не обжимает дайвера при наполнении.
Однако такая функциональная насыщенность приводит к существенным проблемам во время погружения. Возможности балансировки размещенных на жилете элементов снаряжения и надувной камеры крайне ограничены, что приводит к смещению центра тяжести вперед. Находиться на поверхности в таком жилете можно, лишь опрокинувшись назад, фактически лежа спиной на «крыле». Из вертикального положения жилет стремится опрокинуть дайвера лицом вниз. При всей незаменимости «крыла» в ряде ситуаций, жилет этого типа предназначен для опытных дайверов, способных воспользоваться всеми преимуществами BCD, справившись с его управлением.
Выбор между классическим жилетом и «крылом» для рекреационных дайверов, определяется, в первую очередь, модой. Как правило, производители создают компенсатор плавучести с камерой типа «крыло», держа в голове не технодайверов, а рекреационных дайверов, которые хотят выглядеть как технодайверы.
Если вы разобрались с основными функциями, которые должен выполнять компенсатор плавучести, и определились с типом воздушной камеры, то, значит, готовы отправиться в магазин и сделать свой выбор. Если не повезет встретить хорошего продавца, то приведенные ниже соображения помогут прояснить наиболее часто возникающие вопросы:
Как выбрать жилет, чем отличаются конструкции разных производителей, обязательна ли интегрированная грузовая система и т.д.? Вы, конечно, уже знаете, что BCD является не менее важным элементом снаряжения, чем регулятор. Комфорт во время погружения определяется именно жилетом-компенсатором, и если он не подходит по каким-то причинам, вы испортите себе отдых. Поэтому производители тратят огромные средства на исследования в этой области и разработали значительное количество систем в конструкции жилета, обычно обозначаемых аббревиатурами типа IDS, SLS, TAS, ISS, совершенно ничего не значащими для большинства дайверов. Все они связаны с какими-либо функциями компенсатора, о которых необходимо иметь ясное представление. Рассмотрим основные три и прокомментируем их.
Для удобства восприятия последующий текст структурирован следующим образом: жирным шрифтом выделено название одной из функций, ради которой мы и пользуемся BCD. Обычным шрифтом оформлена основная часть, суть повествования, а курсивом выделены, собственно, рекомендации по выбору жилета, вытекающие из повествования. Для экономии времени можно прочитать только то, что выделено курсивом, и идти в магазин. Итак:
– Следующая функция жилета-компенсатора является следствием предыдущей. Размещенное на жилете снаряжение имеет значительный вес и придает ощутимую инерционность дайверу не только на поверхности, но и под водой. Удобство пользования компенсатором в большой степени зависит от правильного распределения нагрузки на теле дайвера. Подвесная система жилета, отвечающая за эту функцию, может быть проста, как у школьного ранца, но чем больше она похожа на ремни рюкзака альпиниста, тем лучше и удобнее можно будет ее использовать. Обращайте внимание на «мелочи»:
- качество, ширина и толщина ремней, возможность регулировок их длины (особенно поясного).
- конструкция пряжек, их надежность и удобство расстегивания (особенно в перчатках). Наличие поворотных плечевых пряжек обеспечивает скульптурное облегание торса и плотное прилегание.
- спинная часть подвесной системы должна быть выполнена из шероховатого мягкого материала, обеспечивающего плотное и комфортное прилегание к спине.
До сих пор нигде не упоминался конкретный тип жилета. Классический жилет или «крыло» выполняют одни и те же функции. Разница между ними определяется разными концепциями дизайна воздушной камеры.
В 1985 году была предложена и запатентована конструкция BCD в форме жилета с регулируемыми разъемными плечевыми ремнями (ADV), т.е. в привычном нам классическом виде. Такая форма воздушной камеры обеспечивает ее равномерное распределение вокруг пояса, на спине и плечах, что дает большую подъемную силу и позволяет дайверу при отдыхе на поверхности воды находиться в вертикальном положении. К сожалению, технология изготовления камеры плавучести, используемая большинством производителей, не позволяет применять трехмерный крой. Объем камеры, а, следовательно, и ее подъемная сила ограничены и существенно зависят от размера жилета. Кроме того, BCD классического дизайна имеет довольно большую парусность. При активном движении большое количество энергии дайвера расходуется на преодоление сопротивления воды.
- хорошо развитая подвесная система обеспечивает возможность размещения большого количества оборудования: до 6 баллонов с основной и декомпрессионной дыхательными смесями, декомпрессионный буй, лифт, ходовую и декомпрессионную катушки, ножи, фонари, питомзы и т.п.
- надувная емкость, размещенная сзади, может быть произвольного обьема, не обжимает дайвера при наполнении.
Однако такая функциональная насыщенность приводит к существенным проблемам во время погружения. Возможности балансировки размещенных на жилете элементов снаряжения и надувной камеры крайне ограничены, что приводит к смещению центра тяжести вперед. Находиться на поверхности в таком жилете можно, лишь опрокинувшись назад, фактически лежа спиной на «крыле». Из вертикального положения жилет стремится опрокинуть дайвера лицом вниз. При всей незаменимости «крыла» в ряде ситуаций, жилет этого типа предназначен для опытных дайверов, способных воспользоваться всеми преимуществами BCD, справившись с его управлением.
Выбор между классическим жилетом и «крылом» для рекреационных дайверов, определяется, в первую очередь, модой. Как правило, производители создают компенсатор плавучести с камерой типа «крыло», держа в голове не технодайверов, а рекреационных дайверов, которые хотят выглядеть как технодайверы.
Если вы разобрались с основными функциями, которые должен выполнять компенсатор плавучести, и определились с типом воздушной камеры, то, значит, готовы отправиться в магазин и сделать свой выбор. Если не повезет встретить хорошего продавца, то приведенные ниже соображения помогут прояснить наиболее часто возникающие вопросы:
Жилет-компенсатор является обязательным элементом снаряжения любого аквалангиста, что отражено в правилах различных дайвинг-клубов и федераций. Небольшое исключение – применение сухого гидрокостюма с уже установленным воздушным компенсатором . В таком случае отдельный жилет не требуется.
Жилет компенсатор используется для регулирования положения дайвера под водой. Жилет помогает компенсировать ухудшение плавучести гидрокостюмов вследствие увеличения глубины погружения. Также он улучшает плавучесть при расходовании воздуха из баллонов. С помощью компенсаторов можно легко перемещаться в вертикальном положении.
Жилет-компенсатор включает в себя специальную воздушную камеру, инфлятор, предохранительный клапан и ремни. Конструкция жилетов может отличаться в зависимости от производителей. Обычно конструкции обозначаются английскими аббревиатурами: IDS, SLS, ISSи т.д.
Жилет-компенсатор – это самый популярный тип компенсаторов. Он включает в себя воздушные клапаны, которые располагаются по бокам, на груди и на спине. Такой жилет регулирует выталкивающую силу, позволяет удерживать центр плавучести, имеет много разных отсеков для крепления инструментов или грузов.
При выборе жилета обычно важную роль играет его подъемная сила. Воздушная камера по своей емкости должна отвечать весу снаряжения под водой. Если вы выполняете погружение в теплой воде в 3мм гидрокостюме, то в таком случае можно воспользоваться жилетом с камерой примерно 13 литров. При погружениях в 7мм гидрокостюме либо в сухом костюме потребуется жилет с камерой свыше 20 литров.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Жилет обладает интегрированный системой грузов – нужно изучить ее расположение и ее строение. Карманы для грузов должны быть надежно прикреплены – при этом они должны иметь простой механизм сбрасывания грузов. Обычно грузы крепятся на липучках. Грузы, расположенные в карманах, помогают сохранять баланс тела под водой. С помощью грузов настраивается правильный центр тяжести, позволяющий избежать появления закручивающего момента.
Чтобы правильно выбрать подходящий жилет, надо учитывать следующее:
- Жилеты классифицируются только по своей цене. Все зависит от того, насколько качественные материалы использовались при изготовлении жилета, какие именно аксессуары применяются, какие регулировки имеются.
- Регулировки требуются для детальной подгонки жилета к вашей фигуре. Регулировку понадобится выполнить один раз – впоследствии вы сможете использовать свой жилет без дополнительных подгонок.
- Присоедините к жилету воздушный баллон и примерьте эту конструкцию. Если вы испытываете дискомфорт, баллон начинает сваливаться, а равновесие сложно удержать, вам лучше подобрать другой жилет. Обычно бывает так, что удобно только в дорогостоящих жилетах.
- Покупать лучше жилеты от проверенных компаний-производителей.
Выбирайте жилет компенсатор правильно! Удачных вам погружений!
- Дайвинг
- Дайвинг
- Новости дайвинга
- Советы начинающим дайверам
- Что такое дайвинг?
- История дайвинга
- Виды дайвинга
- Кто может заниматься дайвингом
- Опасные морские обитатели
- Техника дайвинга
- Советы по покупке снаряжения для дайвинга
- Аксессуары для дайвинга
- Советы по выбору аксессуаров для дайвинга
- Каталог товаров для дайвинга
- Дайвинг-туры
- Дайвинг-клубы
- Сайты о дайвинге
- Статьи о дайвинге
- Отзывы о погружениях и дайвинг-турах
- Фото-галерея
- Видео-галерея
- Выдающиеся личности
- Часто задаваемые вопросы
- Литература
- Советы по покупке снаряжения для дайвинга
- Советы по покупке снаряжения для дайвинга
- Снаряжение для дайвинга: покупка или аренда?
- Снаряжение для дайвинга
- Маска подводная
- Ласты для плавания
- Подводный гидрокостюм
- Компенсатор плавучести
- Регулятор для дайвинга
- Компьютеры для дайвинга
- Баллоны для дайвинга
- Компенсатор плавучести
- Компенсатор плавучести
- Всё о компенсаторах плавучести
- Всё о компенсаторах плавучести
Известные модели компенсаторов отличаются формой и размерами воздушной камеры. Воздушные камеры большой вместительности обладают большой подъемной силой, а компактные камеры идеально подойдут для быстрых неглубоководных погружений.
Типы компенсаторов и их преимущества
Среди всего многообразия подводных компенсаторов особой популярностью пользуются: жилет «крыло», компенсатор с регулируемыми ремнями, жилет Fusion и компенсаторы плавучести для женщин.
Дайверы глубоководники отдают предпочтение жилету «крыло», в котором воздушная камера находится на задней части жилета и при заполнении воздухом плотно облегает баллон с двух сторон. Данное свойство позволяет крепить на передней части компенсатора дополнительное оборудование для глубоководных исследований.
В жилете с регулируемыми ремнями камеры плавучести распределены по спине, плечам и поясу, что позволяет находиться дайверу в удобном вертикальном положении при всплытии на поверхность.
Жилет Fusion включает особенности первых двух жилетов и обеспечивает оптимальные удобства в плане распределения плавучести по всему телу.
К женским компенсаторам плавучести относятся модели Diva, Libra и EVA, которые по удобству, дизайну и цвету идеально подходят женской половине сообщества дайверов. Подвесная система и воздушная камера в этих моделях сконструирована с учетом контура женской фигуры и плотно облегает ее. Система встроенных грузовых карманов в женских компенсаторах позволяет снять нагрузку с ног, благодаря отказу от грузового набедренного пояса.
Системы контроля распределения нагрузки компенсаторов
TDS представляет собой современную систему, способствующую распределению нагрузки по трем сторонам. Она позволяет равномерно распределить вес полностью снаряженного компенсатора плавучести при помощи крутящихся застежек и тройника.
SLS служит для саморегуляции нагрузки на поясничный отдел, если вы сгибаетесь под тяжесть баллонов, то система автоматически перераспределит вес на бедра и спину. Данная система работает за счет использования валика в нижнем отделе жилета, заполняющего свободное пространство вокруг поясничного отдела.
TAS обеспечивает плавную регулировку спинки жилета в вертикальном положении по длине вашего торса. Модели компенсаторов с ISS обеспечивают эффективную жесткость всей конструкции, благодаря применению полимерных материалов.
Приспособления для крепления необходимого снаряжения
Самовтягивающийся карабин (ретрактор) служит в качестве своеобразного ремня безопасности, который позволяет использовать дополнительное оборудование и приборы под водой без риска их потери. В базовой комплектации некоторых моделей компенсаторов уже предусмотрен подобный карабин. Но даже, если вы приобрели модель без встроенного ретрактора, в любом компенсаторе предусмотрено отверстие для присоединения отдельно продающегося карабина.
Пояс для подводной охоты часто называют разгрузочным. Это не совсем корректно, т.к. этот предмет экипировки ничего не разгружает, а, наоборот, загружает охотника дополнительным грузом. Поэтому его правильное название – грузовой пояс. Он является обязательным элементом снаряжения для подводной охоты в гидрокостюме.
Любой гидрокостюм состоит из синтетического каучука – грубо говоря, резины, имеющей пористую структуру. Этот материал известен также под названием синтетического латекса, который по своим свойствам аналогичен натуральному, получаемому из гевеи. Американская компания Дюпон запатентовала этот материал под торговой маркой «неопрен». Поэтому часто гидрокостюмы называют неопреновыми.
Как вы, наверное, знаете, гидрокостюмы для подводной охоты бывают «сухие» и «мокрые». При изготовлении сухих костюмов используют прессованный неопрен, в котором пузырьки с воздухом раздавлены или деформированы. Такие гидрокостюмы имеют большую плотность, меньшую плавучесть и, соответственно, не требовательны к дополнительной догрузки. Но так как они применяются только в очень холодной воде или при погружении на значительную глубину, в подводной охоте их не используют.
Мокрые гидрокостюмы изготавливают из обычного пористого неопрена, который обладает двумя важными свойствами:
- сохраняет тепло, благодаря микропузырькам, которые выполняют изолирующую функцию по типу термопакета или термоса;
- всегда держится на плаву за счет невысокой плотности материала.
Сохранение тепла – это как раз то, что нужно при охоте в наших не очень жарких широтах. Чего нельзя сказать о повышении плавучести, которое не дает возможности уйти под воду. Для компенсации последнего и придумали использовать специальные грузы, закрепленные на поясе. Эту грузовую систему называют «отгрузкой».
Грузовой пояс состоит из собственно цельного пояса, пряжки и надеваемых на пояс грузов.
Пояса изготавливаются из синтетических материалов:
Из них самым оптимальным считается латекс. Являясь одной из разновидностей резины, он, тем не менее, превосходит ее в некоторых параметрах:
- более эластичный;
- обеспечивает лучшее сцепление ремня с костюмом;
- «сжимается» давление воды, так же как и гидрокостюм.
Стоимость грузовых поясов колеблется в среднем от $15 до $70.
Латексные ремни лучше держатся на поясе, не соскальзывают при нырянии и других маневрах под водой. Резиновые ремни тоже хорошо контактируют с костюмом, но имеют большую вероятность смещения по телу. Нейлоновые ремни – самые недорогие. Других положительных моментов найти сложно.
Застегивающийся механизм на ремне изготавливают из металла или пластика. Очевидно металл долговечнее и устойчивее к механическим повреждениям. Как и во всех других ремнях, металлические пряжки всегда более предпочтительны. Исключения составляют случаи, когда бликующий элемент на одежде неприемлем. Например, если вы собираетесь охотиться на акул.
Подводные ремни снабжаются следующими вариантами пряжек:
- марсельская или «марсельеза»;
- французская;
- пряжка типа «зажим»;
- защелкивающаяся (на нейлоновых моделях).
Марсельеза – традиционная и оптимальная для подводной охоты пряжка. Помимо своей незамысловатости, она легко расстегивается при натяжении ремня и автоматически освобождает корпус от груза.
Хорошо расстегивается и защелкивающийся пластиковый механизм, но им оснащается только нейлоновые модели. То же относится к пряжке типа «зажим».
Французская пряжка фиксирует ремень за счет формирования изгиба. Оперативно расстегнуть такой зажим не получится.
Стальные грузы могут крепиться на ремне двумя способами:
- ремень продевается через отверстия-прорези в грузах;
- грузы укладываются в специальные карманы, закрепленные на ремне.
Карманный способ считается более цивилизованным. Карманы можно приобретать отдельно и надевать их на ремень. Или купить сразу ремень с карманами. Большинство наших подводных охотников пользуются более традиционным способом, закрепляя груза непосредственно на ремне.
Главное требование – фиксировать грузы на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы загрузка была равномерной.
Эффективным способом борьбы с проскальзыванием ремня является так называемая грузовая система. Этим термином называют ремень с грузами и дополнительный ремешок, который крепится, с одной стороны, к основному поясу на спине, проходит между ног и, с другой стороны, крепится к пряжке ремня. Такая система не позволит ремню с грузом проскальзывать вверх при резком погружении или всплытии.
Важно не впадать в крайности и делать подбор веса груза правильно: он должен утяжелять ровно настолько, чтобы не слишком «топить» и усложнять движение. Очевидно, что вес груза находится в зависимости от массы тела охотника и выталкивающей силы гидрокостюма.
Эта зависимость формулируются двумя правилами:
- более грузный человек требует большей отгрузки;
- более толстый гидрокостюм требует большей отгрузки.
Расчет, сколько надо груза для человека весом от 50 кг до 100 кг в гидрокостюме от 3 мм до 11 мм, представлен в таблице.
Таблица. Расчет общего груза (кг) в зависимости от толщины костюма («мокрый» вариант) и веса охотника в пресной воде.
Как показывает практика, многие люди не знают своего веса или имеют неактуальное представление о нем. Если вы ошибаетесь на 3-5 кг, то, используя таблицу, получите погрешность от 0,3 кг до 1 кг. Вы должны иметь это в виду и полагаться на свои ощущения. Если погружение под воду дается вам с большим трудом, чем это должно быть, то добавьте 1 кг груза. Небольшой перевес, как правило, не осложняет охоту и более приемлем, чем «недовес».
Если вы имеете немалый вес и/или используете толстый костюм, то, вполне вероятно, что вам придется использовать дополнительные 12-15 или даже более килограммов груза. Так как груз крепиться на поясе, неестественно нагружается поясница. Поясничный отдел – наиболее уязвимая часть позвоночника у мужчин: именно в нем чаще всего образуются грыжи.
Основная причина – неправильная, чрезмерная или систематическая нагрузка на спину, в частности, на поясницу. Поэтому, если вы не хотите, чтобы в разгар охоты, когда рыба будет проплывать совсем близко, вас прострелил радикулит, используйте дополнительную развесовку грузов на другие части тела.
И даже если вы не очень крупный человек и используете не очень толстый костюм, разделить грузы все равно имеет смысл. В легких после выдоха сохраняется большой объем воздуха, который действует как естественный поплавок. Когда же мы погружаемся в воду на вдохе, объем воздуха в легких увеличивается, и уйти под воду становится еще сложнее. Чтобы избежать этого, используется разгрузочный жилет, на который по общему правилу должно приходиться около 1/3 общего груза охотника. То есть если мы посчитали, что отгрузка должна быть равна 10,5 кг, то 3 кг может приходиться на область грудной клетки.
Нельзя совсем заменять грузовой пояс на жилет: чтобы не начать «кувыркаться» в воде, центр тяжести должен находится в районе низа живота.
Часть груза имеет смысл перераспределить на ноги. Примерно 1 кг (0,5 кг на каждую ногу). Это позволит затрачивать меньше усилий на поддержание горизонтального положения тела в воде, а также меньше хлопать ластами.
Грузы на ноги могут быть размещены:
- на ноге вокруг берцовой кости;
- в ластах.
Второй вариант может показаться более утяжеляющим и осложняющим движение при подводной охоте. Таким образом, если наш вес составляет 75 кг, а толщина используемого гидрокостюма 7 мм, мы должны отгрузиться на 10,5 кг.
Подбор отгрузки будет таким:
- только 6 кг должны находиться на грузовом поясе (например: 1 + 2 + 2 + 1 кг);
- 3 кг могут приходиться на жилет;
- 1-1,5 кг – на ноги.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
При такой отгрузке мы будем чувствовать себя наиболее удобно, прикладывать меньше усилий для стабилизации положения тела в воде и на дольше задерживать дыхание.

Привет. Меня зовут Ирина. Я уже более 5 лет работаю модельером. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию.